Аналитическая справка по результатам первичной адаптации
детей раннего возраста к условиям детского сада
На основании Приказа по МБДОУ «Детский сад № 29» и в соответствии с годовым планом
работы был проведен контроль, целью которого являлось изучение условий и анализ
воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в адаптационный период. В результате выявлено следующее. В детском саду функционируют пять групп детей раннего возраста: 1 младшая группа № 4 от 2 до 3-х лет (воспитатели: Плечко Л.А., Фролова Е.Н.); 1 младшая группа № 3 от 2 до 3-х лет (воспитатели: Барчук Г.В., Мостовая А.М.); 1младшая группа № 15 от 2 до 3-х лет (воспитатели: Одырий Т.В., Сучкова В.В.);
- группа раннего возраста № 1 от 1,6 до 2-х лет (воспитатели: Зеленская С.В., Цыганова А.И.).
1 младшая группа № 2 от 2 до 3-х лет (воспитатели: Романова Л.И., Калинина С.В.), дети этой группы посещают детский сад второй год и полностью адаптированы.
С момента поступления ребёнка в группу раннего возраста старший воспитатель Комлева Р.П.,
педагог-психолог Исаева В.В., Куликова О.А., медицинская сестра Степанова Г.Н. совместно с воспитателями осуществляли наблюдение за протеканием периода адаптации детей к дошкольному учреждению. Наблюдения анализировались и фиксировались в листах адаптации, заведённых на каждого ребёнка группы. Параметрами наблюдения определены следующие категории:
эмоциональное состояние (настроение)
аппетит во время завтрака, обеда, полдника
характер сна и длительность засыпания
проявления активности в игре, на занятиях, в речи
взаимоотношения с детьми
взаимоотношения с взрослыми.
С 01. августа по ноябрь 2018 года в наше учреждение поступили 62 малыша.
Группа раннего возраста № 1. (25 детей), Первая младшая группа № 3. (21 ребенок) Первая младшая группа № 4. (16 детей). Первая младшая группа № 15. (16 детей).
В работе с детьми проведена следующая работа:
Осуществлено пополнение пакета документов для воспитателей:
-Папка «Для вас, воспитатели» (по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;
Особенности психического развития детей раннего возраста; Формирование игровой культуры ребенка (используется перечень игр, разработанных в центре «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца специалистами С.Л. Новоселовой и Н.А. Реуцкой); Снятие эмоционального напряжения («Способы снятия психоэмоционального напряжения»); Согласование методики режимных процессов с семьей; Развитие мелкой моторики). «Алгоритм прохождения адаптации».
Организация предметной развивающей среды.
Имеется разнообразный игровой и дидактический материалы для сенсорного
развития, продуктивной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, организации
двигательной активности и др. Материалы и оборудование создают оптимальную насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду. Все материалы и пособия, маркеры игрового пространства имеют постоянное место (т.к. дети раннего возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность).
Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка. Среда яркая, красочная,
привлекает детей и вызывает у них положительные эмоции. А так же обеспечивает
индивидуальную комфортность, психическую защищенность и эмоциональное благополучие.
Условия, созданные в группе для успешной адаптации детей.
В период адаптации воспитателями группы составлен гибкий режим дня, который позволил
учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, первые дни советовали маме быть
вместе с малышом, чтобы он чувствовал себя спокойнее. Осуществлялось ведение
адаптационных листов. Проводились игры на сплочение детей, создание положительного
эмоционального фона. Специально-организованная деятельность с детьми осуществлялась в игровой форме, все занятия объединены одним сюжетом.
Цели:
- Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к ДОУ.
- Создание положительного эмоционального климата в детском коллективе.
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
- Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
- Развитие восприятия.
- Активизация речевых процессов.
- Развитие произвольности поведения, умения подчиняться правилам.
- Развитие навыков общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Развитие игровых навыков, переход от игры «рядом» к игре «вместе».
В работе с родителями:
Проведено анкетирование родителей вновь поступивших детей:
-«Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад»
-«Психолого-педагогическое обследование ребенка, поступающего в детский сад».
Оформлены информационные стенды и буклеты:
-Памятки: «Помоги своему ребенку», «Что делать, если…», пакет документов при оформлении
ребенка в детский сад, электронный адрес детского сада, и другие.
-Папки «Для вас, родители».
В «Уголках для родителей» были оформлены разнообразные консультации по проблеме
адаптационного периода в ДОУ, советы «Как быстрей привыкнуть к детскому саду?», «Игры с
детьми дома». Консультации, памятки и другие методические материалы оформлены аккуратно,
в едином стиле. Проведены групповые родительские собрания в период адаптации: «Давайте познакомимся». «Адаптируемся вместе», экскурсия по детскому саду для родителей.
Педагогом — психологом для родителей, с целью того, чтобы помочь ребенку успешно адаптироваться к детскому саду, по облегчению прохождения адаптации были предложены консультация в группе по теме «Я хочу в детский сад», «Адаптация ребенка в ДОУ», «Ребенок в ДОУ», «Для Вас, родители» (психологическое просвещение родителей, как снять напряжение), буклеты «Адаптация детей к ДОУ», памятки для родителей и педагогов, а так же семинар практикум для педагогов «Шаги навстречу», и родительское собрание с элементами тренинга «Развивающие и адаптивные игры для ребенка». Так же проведен опрос родителей «Как прошла адаптация ребенка к ДОУ». Таким образом, получены следующие результаты:
1.Как прошла адаптация ребенка в детском саду:
- 16 родителей(50%) — считают, что ребенок их адаптировался полностью;
- 8 малышей (25%) — не желают утром идти в детский сад;
- 7 малышей (22%) — иногда не хотят идти в детский сад;
ё) 1 ребёнок (3%) — изъявляют вечером желание еще поиграть в д/саду.
- Как протекала адаптация Вашего малыша к ДОУ? Ребенок шел в д/ сад:
- с плачем — 12 (37%)
- с уговорами — 11 (34%)
- без эмоций — 3 (9%)
с) с удовольствием — 7 (22%)
3.Что, по вашему мнению, повлияло на адаптацию:
- действия всех сотрудников — 3 (9%)
- совместные действия сотрудников и родителей — 25 (78 %)
- действия родителей — 1 (3%)
- Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения ДОУ:
- обычным — 11 (34%)
- отказывался от еды — 2 (6%)
- плохо засыпал — 6 (19%)
д) был сильно угнетен — 7 (22%)
е) полон впечатлений — 6 (19%)
- Как вы думаете, каковы пути успешной адаптации к ДОУ? Что, на Ваш взгляд, нужно изменить? Что бы Вы хотели увидеть в д/саду? Ваши пожелания…
- больше развивающих игр и творчества на НОД
- индивидуальный подход, хорошее отношение к детям.
Предварительный результат анализа адаптации детей к условиям дошкольного учреждения (август-ноябрь) показал:
17 детей (28 %) адаптировались в легкой форме, т.е. эти дети почти не болели. В первые дни у них наблюдалось незначительное расстройство аппетита и сна, которое вскоре нормализовалось. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.
У 31 детей (51%) острая фаза адаптационного процесса прошла в степени средней тяжести. Разлука с родителями сопровождалась слезами довольно продолжительно. Нарушались сон и аппетит, снижалась общая активность. Дети переболели по 1- 2 раза; у них наблюдались признаки психологического стресса: страх, упрямство, плаксивость, капризность. Но по истечению 2 месяцев поведение у них нормализовалось и самочувствие улучшилось.
Адаптация прошла тяжело у 13 детей (21%)
Выводы:
-Создана эмоционально благоприятная атмосфера в группах, которая обеспечивает
психологическую безопасность каждого ребенка.
-Работа воспитателей в период адаптации детей к ДОУ ведется целенаправленно, планомерно,
способствует безболезненному привыканию ребенка к новым условиям.
-Имеется доверие воспитателям, как со стороны детей, так и родителей воспитанников.
-Осуществлено удовлетворение потребности в физическом, интеллектуальном и эстетическом
развитии.
-С родителями детей, чей адаптационный период протекал в тяжёлой форме, были проведены
индивидуальные консультации, а также вывешен наглядный материал на информационном
стенде.
Таким образом, благодаря совместным скоординированным усилиям педагогического
коллектива детского сада адаптация детей проходит относительно благополучно.